В Бишкеке, 29 марта родственники и родители кыргызстанцев, находящихся в лагерях на севере Сирии, провели пресс-конференцию в АкиPress. От имени родственников, представляющих 30 семей, лидеры благотворительного фонда «Протяни руку помощи» Хамида Якубова и Парида Кизеева обратились к президенту КР Жапарову, председателю ГКНБ КР Ташиеву, секретарю Совета безопасности КР Иманкулову, главе МИД КР Казакбаеву с просьбой оказать содействие в возвращении женщин и детей из Сирии в Кыргызстан.
Для справки: Лагерь “Аль-Холь” самый большой лагерь на севере-востоке Сирии на территории района Эль-Хасака. В 2019 году в лагере было зафиксировано рекордное число обитателей свыше 73 тысяч людей, при этом сам лагерь появившейся после войны в Ираке был рассчитан на 11 тысяч человек. Более 90 процентов его жителей составляют дети. “Аль-Холь” еще известен тем, что в нем находятся жены членов ИГИЛ (запрещена на территории стран Центральной Азии). Поэтому они опасаются своей выдачи сирийским властям. По данным ООН на февраль 2021 года в лагерях для перемещенных лиц на северо-востоке Сирии находятся 64 тысячи человек из 57 стран, включая Азербайджан, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Россию, Таджикистан, Украину, Узбекистан и Эстонию. “Обитатели лагерей – это люди, предположительно причастные к террористическим группировкам, в том числе ИГИЛ (запрещена на территории КР). «Аль-Холь» – крупнейший в Сирии лагерь беженцев и переселенцев, 80 процентов которых – дети и женщины. Причем половина детей – младше пяти лет”, — говорится в сообщении Совета ООН по правам человека со ссылкой на экспертов.
На пресс-конференции в АкиPress родственники поделились деталями жизни в этих лагерях: «Сейчас не дают возможности отправлять гуманитарную помощь родным, месяц назад мы отправляли, и нам сказали, что это последний раз, когда мы отправляем гумпомощь. Гуманитарную помощь они принимают только от Америки, а следующие будут уходить в Украину. Сейчас там идет борьба на выживание. Состояние здоровья наших детей плохое, их не осматривают, нет никакой медицинской помощи, кроме амоксициллина и парацетамола ничего не дают. Там очень много больных, в том числе и детей. Каждый день кто-то умирает. С каждым днем у них погибает надежда, что их когда-то вернут домой».
Полностью отчёт с пресс-конференции можно прочитать, скачав PDF версию материала. По правилам АкиPress, любой материал через некоторое время уходит в платную версию.
Вечерний Бишкек. Почему мы не можем вернуть детей из Сирии
Журналистка «Вечернего Бишкека» Светлана Лаптева в своем обзоре пишет, что с первоначальным этапом, то есть с возвращением детей из Ирака, справились неплохо. «Почти все прибывшие дети после первоначального курса реабилитации учатся в школах, посещают детсады, проходят процесс реинтеграции. Дети переданы в семьи родственников, с которыми тоже проводилась предварительная работа, помогли им правильно общаться с возвращенцами, большинство из которых малыши».
При этом журналистка признается, что «в обществе до сих пор нет однозначного принятия и понимания этой темы. Многие боятся, что вернувшиеся из Сирии дети, которых, как известно, воспитывали игиловцы, будут плохо влиять на сверстников и в дальнейшем могут быть опасны для общества, что им нельзя давать права на возвращение. Такие мнения есть и среди журналистов, и среди имамов».
Полностью материал Светланы Лаптевой читайте, скачав PDF версию.
Как освещать ситуации, связанные с детьми-репатриантами
Prevention Media подготовил разъясняющие видео на русском и кыргызском языках, в которых рассказываются о гуманитарных операциях, проведенных правительствами стран Центральной Азии по безопасному возвращению своих граждан из Ирака и Сирии.
Там же даны рекомендации для представителей медиа по корректному освещению этой чувствительной темы, вокруг которой немало языка вражды и стереотипов. Термины «возвращенцы» и «репатрианты» не носят официальный характер. Это распространенное обозначение всех лиц, которые добровольно возвращаются на Родину в рамках официально организованных мероприятий.
Подготовлено PreventionMedia